ПОИСК ПО САЙТУ

 

Применение модуля "Биоадаптивная игрушка" как одного из методов психологической коррекции

Важное место среди методов психологической коррекции различных «сбоев» в нервно-психическом состоянии человека занимают методы биологической обратной связи (БОС). Они представлены перспективными современными технологиями, позволяющими регистрировать, обрабатывать и математически анализировать физиологический сигнал в реальном времени.

В настоящее время отмечается существенное ухудшение общего состояния здоровья детей: увеличивается количество детей с нервно-психическими отклонениями, с детскими неврозами, расстройствами психоэмоциональной сферы, наиболее частым из которых является расстройство сна.

Общепринятые представления о психологических особенностях детей свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте правильно подобранные и использованные игровые технологии БОС наиболее эффективны. Именно игра, а на сегодняшний день именно электронная, является ведущим видом деятельности детей. Она, как никакие другие меры, может влиять на их психосоциальное развитие. Наиболее универсальным способом осуществления БОС является измерение электрического сопротивления кожи путем оценки кожно-гальванической реакции. Она напрямую зависит от уровня расслабления, т.е. от психологического состояния и эмоций. К важному фактору, определяющему выбор данного вида БОС можно отнести удобство применения метода в разных возрастных периодах детей. Специалистами предприятия АО «НЕЙРОКОМ» разработан прибор «Биоадаптивная игрушка»,  работающий на основе биологической обратной связи по данным электродермальной активности. Прибор имеет две модификации: «Собачка» и «Домик». Конечной целью игры с «Собачкой» является задача уложить её спать с помощью вербальных формулировок, отражающих соответствующее эмоциональное состояние. В «Домике» ребёнок теми же эмоционально-вербальными средствами гасит свет, чтобы его обитатели могли заснуть. Такие задачи рассчитаны на включение ауторегуляционных механизмов релаксации, способствующих стабилизации и укреплению процессов центральной нервной системы .Биоадаптивная игрушка имеет автономный, безопасный для здоровья детей, датчик для регистрации электродермальной активности (ЭДА) и передачи данных измерений по радиоканалу в компьютер для последующей обработки и формирования «траектории» поведения образа «Собачки» в зависимости от уровневых характеристик ЭДА. Такой вариант передачи параметров ЭДА в компьютер имеет преимущества перед «проводными» устройствами, поскольку он не ограничивает движения детей и позволяет им играть в естественной, непринужденной позе. К несомненным достоинствам метода относится его безопасность. Поскольку компьютер в данном случае используется лишь в качестве средства отображения информации, на него распространяются нормативы продолжительности просмотра телепередач, а не компьютера, как такового. Игрушка проявляет признаки релаксации и засыпания, если сам ребенок расслаблен, в противном случае картинка на дисплее остается неизменной.

Опыт применение прибора показывает, что его использование в детских садах и школах является эффективным. Практически у всех детей становятся более устойчивыми внимание, фон настроения, улучшаются показатели межличностного взаимодействия детей, налаживается проблема засыпания. Вместе с тем, следует отметить, что задача «уложить спать» собачку является достаточно сложной: ее выполнение требует пошагового обучения и тренинга, предполагающего введение в процесс обучения «промежуточных» задач.

При  разработке «Игрушки» проведены обследования детей по нейро-психологической и компелятивной методикам, разработанным известными учеными в области нервно-психического состояния человека: А.Р.Лурии, И.М.Тонконогого, В.М. Шкловского, Т.Г.Визель, Е.Д.Хомской. Методика состоит из блоков, каждый из которых предназначен для обследования соответствующих высших психических функций: гностических, праксических и символических, включая речь. Исследовались дети старшего дошкольного возраста. Использование метода «Биоадаптивная игрушка» целесообразно и в работе с детьми школьного возраста. Приведем результаты замеров психологического тестирования экспериментальной и контрольной групп до курса занятий с применением БОС и по его окончанию. Замеры делались по шести шкалам: невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность раздражительность, общительность, уравновешенность.

Сравнение результатов коррекционной  и контрольной групп по шкалам FPI

1 - контрольная группа (школа) - 1-й замер
2 – контрольная группа (школа) - 2-й замер
3 -  коррекционная группа – замер до психокоррекции
4 – коррекционная группа – замер после психокоррекции

1 – «Невротичность»
2 – «Спонтанная агрессивность»             
3 – «Депрессивность» 
4 – «Раздражительность»
5 – «Общительность»

6 – «Уравновешенность»

 

Можно видеть, что на первый план выступают позитивные изменения именно по тем шкалам, которые наиболее характерны для подростков, лишенных родительского попечения: это   две первых и четвертая шкала «невротичность», «спонтанная агрессивность», «раздражительность». Биоадаптивные механизмы эффективны и  для коррекции вегетативных расстройств.  У ребенка появляются способности к самоуправлению эмоциональным состоянием на непроизвольном уровне.

Применение биоадаптивной игрушки «Собачка» в профилактических целях способствует снижению заболеваемости нервно-психическими расстройствами, снижению количества дисциплинарных нарушений, снижению уровня тревожности, повышению самооценки, произвольного контроля поведения, повышению концентрации внимания и работоспособности, повышению академической успеваемости, улучшению общего фона настроения, нормализации межличностных отношений в семье и в среде сверстников. Таким образом, применение биоадаптивной игрушки  имеет важное лечебно-профилактическое  и психокоррекционное значение. Игрушка  может быть использована как один из методов  работы с детьми дошкольного и школьного возраста с нервно-психической неустойчивостью и сниженной стрессоустойчивостью для подавления избыточной психовегетативной активации на стресс, а также повышения психической стрессоустойчивости ребенка.

 

тел./факс (495) 640-7671 e-mail: info@neurocom.ru © АО "Нейроком". Любое использование материалов сайта без ссылки на neurocom.ru запрещено.

 
.
Перейти на главную